Учебно-методическая деятельность

Инновационная деятельность

Основными направлениями реализации инновационной политики в высшем образовании являются:

1. Инновации в учебном процессе в вузах

1.1. Внедрение инновационных педагогических технологий

Одна из проблем, с которой столкнулось современное общество — это кризис некомпетентности. Именно некомпетентность соответствующих исполнителей является первопричиной появления неработающих законов, национальных и социальных конфликтов, случаев производственных аварий и экологических катастроф, опустошения природных ресурсов и т.п. В настоящее время для профессиональной деятельности уже не достаточно того базового багажа знаний, который человек получает за время обучения в вузе. Необходимо обладать опытом постоянного пополнения профессиональных знаний, опытом нахождения и использования знаний, необходимых для решения конкретных проблем. Без этого специалист не может справиться с темпом происходящих вокруг него изменений. Это привело к формированию концепции «Образование через всю жизнь».

Все это требует изменения парадигмы образования, развития новых форм и методов обучения, отвечающих условиям информационного общества и экономики, основанной на знаниях. Необходимо обеспечить формирование у учащихся навыков самостоятельной и коллективной работы для получения новых знаний, критической оценки имеющейся и поиска новой информации, опыта самостоятельно принимать решения по поставленной проблеме.

Эти проблемы послужили стимулом разработки новых личностно-ориентированных педагогических технологий, основанных на гуманистической психологии и педагогике и принципах конструктивизма. Личностно-ориентированный подход к образованию, прежде всего, ориентируется на максимальную индивидуализацию процесса обучения, учет индивидуальных способностей и интересов обучаемого, уважения точки зрения обучаемого по поставленным проблемам. Это приводит к принципиальному изменению отношений между преподавателем и учащимся в процессе обучения: от наставничества учителя по отношению к ученику необходимо перейти к равноправному сотрудничеству.

1.2. Внедрение системы многоуровневого образования

Многоуровневая система высшего образования, включающая степени бакалавра, магистра и доктора философии (PhD, кандидата наук) позволяет гибко сочетать различные уровни усвоения фундаментальных знаний с участием студентов в практической деятельности.

1.3. Повышение качества высшего образования

Факторы, влияющие на эффективность реализации политики повышения качества высшего образования:

  • наличие современной учебно-лабораторной базы (АФ МГТУ располагает кабинетами петрографии и минералогии, биологии, также оснащенные оборудованием с помощью институтов КНЦ РАН. Кроме того, специализацию студенты АФ МГТУ проходят в прекрасно оборудованных лабораториях различных институтов научного центра. К их услугам библиотека филиала и научные библиотеки институтов, минералогический музей ГИ КНЦ РАН, экспозиции коллекций местных и интродуцированных растений, различных типов северных ландшафтов на территории ПАБСИ РАН.)
  • наличие эффективного доступа к информационным ресурсам, необходимым для учебной и научно-практической деятельности. В настоящее время особое значение приобретает наличие доступа к глобальной компьютерной сети Интернет, а также к специализированным базам данных и электронным библиотекам по тематике образовательной деятельности (АФ МГТУ располагает компьютерным классом, подключенным к системе «ИНТЕРНЕТ» и оснащенным, в том числе с помощью КНЦ РАН, компьютерами «Core-i3» последнего поколения, начато формирование электронной библиотеки геологической литературы)
  • наличие качественной инфраструктуры учебной работы и отдыха (зданий, спортивных сооружений, общежитий, организаций питания и досуга). Наличие развитой инфраструктуры учебной работы и отдыха существенно влияет на показатели качества жизни студентов вуза.(Наше лучшее в городе общежитие с буфетом, душевыми, сауной, буфет в учебном корпусе, занятия студентов спортом в бассейне школы №6 и в Доме спорта «Наука», со студентами успешно занимается организацией досуга куратор по воспитательной работе)

1.4. Переход на кредитную систему оценки трудоемкости учебных курсов

(сильно перекликается с Болонскими инициативами. В качестве примера можно привести:)

Особенностями организации учебного процесса с использованием системы кредитов (зачетных единиц) являются:

  • асинхронная схема организации учебного процесса, обеспечивающая студентам свободу в выборе последовательности изучения отдельных учебных дисциплин образовательной программы по избранному им направлению подготовки или специальности;
  • предоставление возможности хорошо успевающим студентам освоить образовательную программу за меньший по сравнению с установленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по
  • избранному направлению или специальности срок;
  • личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана;
  • бoльшая свобода в выборе студентами части учебных дисциплин;
  • возможность выбора преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по части учебных дисциплин;
  • вовлечение в учебный процесс академических консультантов (тьюторов), консультирующих студентов по содержанию образовательной программы, помогающих им составлять свои семестровые индивидуальные учебные планы и контролирующих учебный процесс, текущую внутрисеместровую и итоговую посеместровую успеваемость студентов.

1.5. Внедрение междисциплинарных образовательных программ

В настоящее время имеется существенный разрыв с междисциплинарным характером среднего образования и дисциплинарным характеров высшего образования. Создается впечатление, что профессионализм всегда связан с дисциплинарной специализацией. Такая концепция высшего образования хорошо соответствовала потребностям индустриального общества, особенно в рамках преобладания массового производства, когда каждый специалист должен был выполнять четко очерченный круг своих обязанностей. В современном обществе, в котором наиболее активно развивается малый бизнес и информационно-консультационные услуги, большое значение приобретает умение оценить ситуацию в целом и предложить комплексный подход к решению возникающих проблем, с использованием фундаментальных и прикладных знаний, получаемых разными науками. Этим умениям естественнее всего обучать в рамках междисциплинарных образовательных программ.

В рамках государственных стандартов высшего профессионального образования в России в настоящее время формируется блок междисциплинарных образовательных программ. Однако он составляет малую часть от общего числа программ высшего образования и не имеет своей логики систематического развития. Скорее он формируется по остаточному принципу. В него включаются программы, не попавшие в дисциплинарные блоки.

1.6. Внедрение программ либерального образования

Программы либерального образования являются междисциплинарными (смотри выше) и потому требуют объединения усилий специалистов, работающих на разных кафедрах и факультетах. Более того, педагогические технологии, используемые в реализации таких программ, существенно отличаются от привычных технологий своей диалогичностью и интерактивностью. Это еще больше ставит проблему мотивированности преподавателей, участвующих в преподавании учебных дисциплин в рамках таких программ;

уровень методического обеспечения программ либерального образования. Либеральное образование это новый, для нашей системы образования, подход к организации учебного процесса, отбора учебного материала, форме подачи и изучения этого материала. Учебный процесс в таких программах базируется на активности и самодеятельности студентов, конкуренции различных точек зрения на обсуждаемые проблемы. Для обеспечения качества обучения с использованием такого образовательного процесса требуется серьезная методологическая база. Работа по изучению методических проблем либерального образования уже ведется в Санкт-Петербургском государственном университете на кафедре теории и методики преподавания искусств наук и гуманитарных наук. Однако для полномасштабного развертывания системы либерального образования на базе российских университетов требуется существенное расширение таких исследований;

2. Инновации в области использования информационно-коммуникационных технологий в вузовском учебном процессе

2.1. Компьютеризация образовательного процесса в вузе

В настоящее время компьютеризация учебного процесса в вузах рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений повышение качества вузовского образования. Этой проблеме уделяется большое внимание, как на уровне министерств, так и на уровне самих вузов. Факторы, влияющие на эффективность компьютеризации учебного процесса:

Среди них, в первую очередь, это степень обеспеченности учебного процесса компьютерной техникой. Это наиболее очевидный фактор, влияющий на процесс компьютеризации образовательного процесса.

(АФ ФГБОУ ВПО «МГТУ» имеет в своем активе компьютерный класс, о котором говорилось выше)

2.2. Создание электронных информационных образовательных ресурсов

Создание информационных образовательных ресурсов является длительным процессом, который необходимо координировать в рамках целевых государственных программ.

Качественные образовательные информационные ресурсы являются основой всей деятельности по информатизации образования в высшей школе. На их создание направлены многие целевые государственные программы. В России большое значение имеет реализация Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 -2005 годы)».

В рамках этой программы создается система образовательных порталов по всем областям знаний и интегрирующий горизонтальный портал «Российское образование». Этот портал (www.edu.ru) содержит информацию о Федеральных целевых программах в сфере образования, государственных образовательных стандартах, образовательных организациях, о законодательстве в сфере образования и науки, о нормативных документах Министерства образования и науки, конкурсах грантов, аннотированный каталог образовательных порталов и сайтов, электронных полнотекстовых библиотек, картографический сервис и глоссарий (образовательная терминология). (вопрос федерального уровня, требует много объединенных усилий и средств)

2.3. Широкое использование в высшем образовании информационных ресурсов в электронной форме

Эффективный доступ к качественной и актуальной информации по всем областям знаний является основой информатизации образования на современном этапе. Условия для обеспечения такого доступа в последние годы были созданы благодаря развитию глобальных компьютерных сетей и разработки новых технологий хранения и доступа к информации через Интернет.

2.4. Внедрение технологий сетевого дистанционного обучения

Для создания успешного дистанционного курса необходимы инструкторы и качественные учебно-методические материалы. Наряду с повышением квалификации преподавателей-предметников в области технологий дистанционного обучения необходимо готовить специалистов в области методики дистанционного обучения и дизайна дистанционных программ. Создание и внедрение курсов дистанционного обучения является в настоящее время областью профессиональной деятельности. Только совместная работа специалиста в предметной области и специалиста по технологиям и методикам дистанционного обучения позволит создавать и реализовывать профессиональные дистанционные курсы.

2.5. Сохранение многоязычия в информационном образовательном пространстве высшей школы

Проблема многоязычия в высшем образовании и необходимость создания информационных ресурсов на национальных языках является одной из важных политических проблем современного общества. С одной стороны, формирование единых образовательных пространств естественно стимулирует процесс универсализации языков, на которых ведется обучение. С другой стороны, это входит в противоречие с тенденциями полноценного культурного развития всех наций и народностей, говорящих на разных языках.

3. Инновации в области организации деятельности вузов и управлении вузовской системой:

3.1. Расширение прав вузов в области организации учебного процесса

3.2. Расширение системы многоканального финансирования вузов

В условиях дефицита госбюджетного финансирования особую остроту приобретает проблема построения системы многоканального финансирования вузов. Под многоканальностью обычно понимается финансирование вузов из различных источников, в том числе региональных бюджетов, средств спонсоров и др. Анализ действующей налоговой системы показывает, что она не стимулирует создание такой системы. Налоговое законодательство не предусматривает льгот для юридических лиц, передающих средства высшим учебным заведениям. Более того, вузы должны оплачивать налог на добавленную стоимость с этих средств, а в отдельных случаях передачи имущества – и налог на прибыль. В результате не только сами предприятия (или иные юридические лица) не заинтересованы в оказании помощи, но и вузы такой помощью ставятся в затруднительное положение.

(С. А. Беляков О налогообложении высших учебных заведений. Журнал Уральского гос. Университета «Университетское управление: практика и анализ»№2(2)1997.)

(Вопрос, по всей видимости, в целом не наш, хотя можно сказать о наших внебюджетных источниках. В частности, сегодня половина горняков Апатитским филиалом готовится по заявке Кольской МК и ОАО «Апатит», финансирующих их обучение.)

3.3. Дифференциация вузов по уровням и направлениям подготовки кадров

3.4. Определение статуса элитного высшего образования

Разумеется, на рынке высшего образования, помимо «средних», действуют и ведущие («элитные») вузы, в отношении которых ожидания абитуриентов и работодателей значительно более благоприятны. Выпускники таких вузов обоснованно рассчитывают на престижную высокооплачиваемую работу, а работодатели ожидают, что обладатель «элитного» диплома окажется ценным сотрудником, причем ни те ни другие, как правило, не разочаровываются – в «элитном» секторе высшего образования возникает собственное равновесие, в котором ожидания агентов также подтверждаются. К сожалению, и в таком равновесии уровень качества образования может оставаться невысоким.

Дело в том, что престижность вуза обеспечивает значительный конкурс при поступлении и позволяет уже на стадии отбора и зачисления сформировать по результатам конкурса контингент способных студентов. Таким образом, выпускники престижного вуза и в самом деле оказываются талантливыми молодыми людьми, подтверждая в этом смысле благоприятную репутацию вуза среди работодателей. Более того, общение в течение нескольких лет с талантливыми сверстниками является мощным фактором интеллектуального и профессионального развития личности – в этом состоит многократно подтвержденный эмпирически «эффект среды» (peer effect). Эффекты отбора и среды поддерживают высокую репутацию вуза и позволяют сохранить ее и в тех случаях, когда собственно качество образования и академические требования к студентам остаются скромными, несмотря на «элитный» статус.

Брэнд «элитного» вуза имеет значительную рыночную ценность и конвертируется в виде высокой цены за обучение на платной основе и иных форм материальной и нематериальной выгоды. Поддержание брэнда требует тщательного отбора студентов, особенно тех, кто принимается по результатам приемных экзаменов на бесплатные места, ибо именно эти студенты своими незаурядными способностями воспроизводят «элитную» репутацию.

Некая попытка предоставления «элитного» образования сделана нами на базе созданного УНЦ. Набор студентов осуществляется здесь, в первую очередь, из числа наиболее сильных, перспективных учащихся специализированных подготовительных курсов при АФ ФГОУ ВПО «МГТУ»*, успешно освоивших фундаментальные программы трех курсов университета, а также из числа прочих студентов АФ ФГОУВПО «МГТУ», успешно усвоивших трехлетнюю программу обучения и проявивших интерес к занятиям наукой, по рекомендациям Ученых советов соответствующих институтов КНЦ РАН. При этом институты КНЦ РАН обязуются, в случае успешного окончания курса обучения, трудоустроить молодых специалистов. В период обучения студентам УНЦ предусматривается повышенная стипендия за счет средств, направляемых институтами КНЦ РАН на развитие кафедр. Решение о такой стипендии принимается руководством институтов по согласованию с руководством АФ ФГОУВПО «МГТУ».

3.5. Создание системы кредитования высшего образования

В 2004 году в четырех российских вузах: Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете, академии им. Плеханова и Тимирязевской академии стартовала программа кредитования высшего образования «КРЕДО».

Программа призвана помочь студентам, не имеющим необходимой для оплаты учебы суммы. После того, как абитуриент подписывает договор на обучение с вузом и кредитный договор с банком «СОЮЗ», ему открывают кредитную линию на сумму до 20 000 долларов США и сроком на 10 лет с учетом 10% годовых. Средства перечисляются банком на счет вуза траншами перед началом каждого семестра.

Партнером по программе «КРЕДО» является компания «Крэйн» — уполномоченная «Компанией «Базовый элемент» и банка «Союз». (есть ли у нас такая необходимость, я не знаю. Если есть, нужно искать банк под это дело.)

3.6. Формирование системы непрерывного образования

Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения до смерти: дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее. При этом переход с одного уровня на другой в условиях непрерывного образования выражен не так четко, как в рамках системы образования, существующей в России.

Система непрерывного образования состоит из трех основных элементов. Это: переход от системы управления вузами к системе управления отдельными программами с отказом от аккредитации вузов в пользу аккредитации учебных программ; введение так называемой кредитно-модульной системы образовательных программ; создание независимых центров оценки качества образования.

При переходе к ней студенты начнут учиться не по единому учебному плану, а станут выбирать сами, какие предметы изучать. Определившись, они начнут набирать интересующие их кредиты (зачетные единицы) и модули (части образовательных программ), причем получат возможность делать это не в одном, как сейчас, а сразу в нескольких вузах. По завершении каждого такого курса студент получит сертификат, подтверждающий, что курс прослушан. Качество получаемых знаний будет подтверждаться аккредитацией каждого курса, а также системой проверок, организуемых независимыми центрами оценки качества образования.

На тех же принципах предполагается построить всю систему образования, что, с точки зрения реформаторов, полностью отвечает интересам россиян. В частности, как заявил «Газете.Ru» министр образования и науки Андрей Фурсенко, это «даст им дополнительную возможность приспособиться к новым требованиям, постоянно выдвигаемым динамично меняющейся жизнью».

Как утверждают эксперты и признают в самом Министерстве образования и науки, сегодня система профессионального образования России готовит специалистов в полном отрыве от нужд экономики. В итоге до 50% выпускников вузов работают не по специальности. А это значит, что плюс к имеющемуся люди вынуждены получать дополнительное – по большей части платное – образование.

И масштабы этого явления будут только нарастать. В скором времени возможность давать дополнительное образование распространится на учреждения, не являющиеся учебными. В настоящее время в правительство России внесен подготовленный Минобрнауки законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», узаконивающий такую возможность. Его принятие узаконит сертификаты о прослушанных курсах, выдаваемые крупными компаниями вроде Microsoft, и ценящиеся среди работодателей наравне с дипломами о высшем образовании. Одновременно, правда, будет узаконена и «учебная деятельность» никому не известных фирм, которые немедленно начнут охоту на клиентов-слушателей.

Основной принцип деятельности Учебно-Научного Центра, закрепленный в базовых документах — непрерывность образования, что достигается путем объединения в единый учебный комплекс трех образовательных этапов –

  • Специализированные подготовительные курсы для школьников на базе АФ ФГОУВПО «МГТУ»;
  • Высшее учебное заведение АФ ФГО УВПО «МГТУ»;
  • Научные лаборатории институтов Кольского научного центра Российской академии наук.

3.7. Формирование системы открытого дистанционного образования

Разрабатываются новые технологии обучения, к которым относится технология дистанционного обучения. Самое важное, что необходимо потенциальному обучающемуся — это доступ к компьютеру и желание учиться. Компьютер может быть в личном пользовании, у друга, соседа, на рабочем месте — это не существенно. Дело в том, что основная часть учебных пособий предоставляется в электронном виде — на дискетах, компакт-дисках, или пересылается напрямую по электронной почте. Кроме того, для пользователей существует возможность получения доступа к учебно-методическим материалам сервера посредством сети Интернет. Для каждого обучающегося формируется личный учебный план. Обучающийся не ограничен сроками, поэтому учиться можно как в несколько раз медленнее, так и в несколько раз быстрее — всё в зависимости от желания и возможностей человека.

Преимущества:

  • Получить образование, не выезжая к месту учебы, и в те сроки обучения, которые наиболее устраивают конкретного обучающегося.
  • Иметь возможность получения образования людям, для которых затруднено перемещение и инвалидам, в первую очередь.
  • Получить образование или пройти переподготовку солдатам, офицерам и членам их семей по выбранному профилю.
  • Получить образование в любом вузе страны и мира.
  • Получить образование по выбранной специальности за период времени, определяемый самим обучающимся, а не учебным планом.
  • Повышать квалификацию в любом вузе, центре, учреждении без прекращения своей работы.
  • Закончить прерванное разными обстоятельствами обучение. Иметь возможность непрерывного самообразования без каких-либо ограничений. Иметь возможность получения второго высшего или дополнительного образования всем желающим.

Учебно-научный центр дистанционного образования есть в Апатитах в ПетрГУ, Апатиты – Петрозаводск.

3.8. Повышение роли науки в учебном процессе

(Характерными особенностями Учебно-научного центра, наряду с возможно ранним приобщением студентов к научной работе, являются учебные программы повышенного уровня и высокая мобильность учебного процесса. Кроме того, изучаются специальные курсы в соответствии с избранным профилем научной специализации. Учебными планами предусматривается летняя производственная и преддипломная практики в институтах КНЦ РАН. При этом важным моментом является возможность участия студентов в совместных научных проектах академических институтов. Сегодня в АФ МГТУ преподают около 100 сотрудников КНЦ РАН, в подавляющем числе имеющих научную степень, из которых примерно половина являются кандидатами, а половина – докторами наук.)

3.9. Формирование учебно-научно-инновационных комплексов и определение направлений их сотрудничества с отраслями и регионами

(Учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) является ассоциацией высшего учебного заведения, малых предприятий научно-технического профиля и машиностроительных предприятий всех форм собственности, независимо от отраслевой принадлежности, обеспечивающей единство образовательного процесса, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности на всех стадиях и этапах подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров.

3.10. Интеграция вузовской системы в международную систему высшего образования

3.11. Формирование системы контроля качества высшего образования, независимого от органов государственного управления

Болонский процесс усиливает европейский акцент оценки и контроля качества, аккредитации, берет курс на сближение стандартов и процедур оценки. В ряду важнейших реформ, провозглашенных Болонской Декларацией, названо развитие европейского сотрудничества на основе выработанных сопоставимых критериев и методик. В резолюции съезда европейских ректоров вузов (г. Саламанка, 29–30 марта 2001 г.) качество определено как «краеугольный камень», «основополагающее условие» доверия, релевантности, мобильности, совместимости и привлекательности. Ректоры подтвердили свои намерения добиваться взаимно признаваемых механизмов оценки, контроля и сертификации качества.

Это предполагает ряд условий. Первое: выработка совместимых систем контроля, ориентированных на пороговые стандарты высшего образования, которые устанавливают требования к уровню подготовки выпускников (результаты), но не временные и содержательные параметры процесса. Иными словами, в пороговых стандартах, как нормах качества высшего образования, должно произойти смещение акцентов с количественно-затратных показателей на показатели результата: компетентность, обученность, знания. Не трудно видеть, что уже с точки зрения этого первого условия, отечественная высшая школа рискует оказаться на периферии общеевропейского процесса, если государственные образовательные стандарты устойчиво будут придерживаться концептуальной установки на нормирование содержания образования, его продолжительности и условий организации образовательного процесса. Второе: создание систем независимого оценивания, которое может привести к европейским знакам качества для широких предметных областей высшего образования (контроль качества без национальных границ). Здесь, скорее всего, окажется привлекательным путь формирования таких аккредитационных структур, которые будут независимыми от государственных и общеевропейских органов власти. Особая роль отводится существующим и будущим общеевропейским сетям по предметам (профилям, специальностям, направлениям подготовки). Предполагается, что эти аккредитационные структуры станут устанавливать минимальные стандарты для отдельных дисциплин или их совокупностей, а также инициировать процедуры измерения скорее на уровне отдельных образовательных программ (предметов), нежели на уровне высших учебных заведений. Им будет дано право присуждать Знаки качества, основанные на европейских стандартах, не искаженных национальными табелями о рангах (national league tables). Третье: координирование подходов к стандартам качества транснационального образования (франчайзинг, оффшорные структуры; кампусы и их сети; частно-тренинговые компании; твиннинг; провайдерные университеты и агентства; виртуальные университеты и т.д.). Транснациональное образование стремительными темпами охватывает Европу. Не за горами его интенсивное распространение и в России в связи с предполагаемым подписанием Генерального соглашения о торговле услугами (GATS — General Agreement on Trade Services).

К основным позитивным сдвигам, достигнутым в рамках Болонского процесса, относится создание Европейской сети агентств качества высшего образования (ENQA) 2000 г. на основе рекомендаций Совета министров образования стран Евросоюза.


Дата обновления: 15.02.2022